?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно в литклубе мы обсуждали рассказ Мелвилла «Писец Бартлби», а затем и книгу Вилла-Матаса, в которой писатель развил тему «Бартлби» - людей, отказавшихся по непонятным причинам от творчества. Мистера Уэкфилда, героя одноименного рассказа Готорна вполне можно поставить в один ряд с персонажами Мелвилла и Вилла-Матаса. Еще один «отказник», осознанно оставивший устоявшуюся жизнь ради понятных ему одному устремлений. Однажды он покинул дом, сказав жене, что его не будет несколько дней, и вернулся только через двадцать лет. Все это время Уэйкфилд жил неподалеку, и наблюдал за собственной женой и покинутым им домом. Что подвигло его на этот поступок одному Богу известно, но Готорна он весьма заинтересовал и писатель решил развить эту тему, домыслить причины столь экстравагантного поведения.
Перывая причина на поверхности – Уэйкфилд просто спятил. В рассказе есть эпизод, в котором он сам признается в собственном помешательстве. Столкнувшись с собственной женой на улице, которая его не узнала, Уэйкфилд восклицает: «Уэйкфилд! Уэйкфилд! Ты сумасшедший!». Впрочем, мы же с вами понимаем, что сумасшедшие редко сознают собственную болезнь.
Есть в рассказе намек и на шутку, невинный розыгрыш, закончившийся столь трагично. Покидая родной дом, Уэйкфилд загадочно улыбается. С такой же улыбкой на лице он возвращается спустя 20 лет. Могла ли шутка затянуться на столь долгий срок? Вряд ли. Все это могло начаться как шутка, но вскоре Уэйкфилд полностью осознал свое положение. Скорее он переосмыслил цели своего существования, его манил новый опыт бытия: « Ему удалось — или, вернее, ему пришлось — порвать со всем окружающим миром, исчезнуть, покинуть свое место (и связанные с ним преимущества) среди живых, хоть он и не был допущен к мертвым». Уйти из мира живых, не попав при этом в мир мертвых – заманчивая идея, не правда ли? Возможно, многих из нас пленила эта мысль, но осуществил ее в полной мере мистер Уэйкфилд, Готорн подивился глубине его поступка и превратил газетную хронику в блестящую новеллу.
Загадочен и конец этой истории: Уэйкфилд возвращается внезапно, почти неосознанно, только потому, что промок, стоя у окна родного дома. И подобный итог в самом деле страшен: это доказывает, что за годы, проведенные в одиночестве, он ничуть не изменился. По мнению Готорна, человек оторванный от семьи и социума становится отверженным, и этот опыт ему мало что дает. Подводя итог, Готорн пишет: «Среди кажущейся хаотичности нашего таинственного мира отдельная личность так крепко связана со всей общественной системой, а все системы — между собой и с окружающим миром, что, отступив в сторону хотя бы на мгновение, человек подвергает себя страшному риску навсегда потерять свое место в жизни. Подобно Уэйкфилду, он может оказаться, если позволено будет так выразиться, отверженным вселенной».

Ну, и на закуску прекрасный разбор этого рассказа от Юрия Буйды

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
sibkron
9 июн, 2014 08:59 (UTC)
Все же интересно, что опыт физического отчуждения практически ничего не дал Уэйкфилду. И через двадцать лет он по-прежнему считал дом своим.

Я иногда вспоминаю Марчело из "Сладкой жизни" Феллини. У него было несколько ключевых сцен, который могли бы изменить его жизнь. У Уэйкфилда также ряд, например, столкновение с женой. Но ни того не другого это не изменило. Они так и продолжали жить по накатанной.

Процесс отчуждения обычно двусторонний, если ты забиваешь на общество, семью, социум (пусть даже изначально в шутку), то через некоторое время - они тоже забивают и на тебя. Это, конечно, страшно, но это жизнь.
bukvoedka
9 июн, 2014 09:59 (UTC)
Согласна, что процесс отчуждения двухсторонний.
jonny_begood
9 июн, 2014 11:18 (UTC)
Меня тоже удивил этот момент насчет отчуждения. Не стоит забывать, что это лишь трактовка газетного материала Готорном. Думаю, Достоевский, к примеру, трактовал бы возвращение Уэйкфилда в другом ключе, и его трактов ка скорее всего мне бы больше понравилась)
sibkron
9 июн, 2014 11:54 (UTC)
Достоевский - реалист. Он бы скорее всего указал именно на связь человека и общества. У ФМ в рассказах "Господин Прохарчин" и "Слабое сердце" сильна линия "маленького человека".
jonny_begood
9 июн, 2014 12:04 (UTC)
А мне кажется, он бы поговорил о перерождении, хотя это лишь предположение. Готорн тоже был человека верующий..
sibkron
9 июн, 2014 12:14 (UTC)
Может быть. Правда все указывает на то, что перерождения как раз и не было:) Я понимаю, когда Заратустра ушел в горы. А тут одна и та же улыбка, что в начале, что в конце. И домой-то он пришел по чистой абсурдной случайности, всего лишь промок.
jonny_begood
9 июн, 2014 12:11 (UTC)
Кстати, почему бы не трактовать газетную заметку в таком ключе:

Надоела жена человеку, он и ушел. По привычке приглядывал за бывшим домом, женой. Жил в свое удовольствие, но в один прекрасный момент встретил увядшую жену, которая его даже не узнала. Это его изменило, стал думать о близких, мучиться. В конце концов решил вернуться. Вернуться другим человеком.

Вот это в реалистическом духе) А? Пожалуй, надо рассказ написать) Будет хорошо)
sibkron
9 июн, 2014 12:18 (UTC)
Что-то похожее было в "Мандолине" Берньера. Только встретил не увядшую жену, а мандолину:)

А вообще мне трудновато бывает трактовать бегство и эскапизм, потому что это противоречит моим взглядам. Практически всегда здесь страдают близкие люди, да и трусость это.
bukvoedka
9 июн, 2014 16:38 (UTC)
А жена примет бывшего мужа? Смиренно и радостно?
С точки зрения реалистического духа он для нее чужим человеком станет. Особенно, если, как в рассказе Готорна, двадцать лет пройдет.
jonny_begood
9 июн, 2014 16:43 (UTC)
Конечно, примет) Особенно если он расскажет, что героически сражался за Родину или был в плену)
bukvoedka
9 июн, 2014 16:46 (UTC)
Очень мужская позиция :-))))
bukvoedka
9 июн, 2014 10:02 (UTC)
Не может человек жить без общества.
jonny_begood
9 июн, 2014 11:20 (UTC)
А вот тут я не согласен, тысячелетний опыт аскезы показывает другое, но Готорну захотелось раскрыть событие именно так. Могу сказать, что мне не очень близка его позиция.
sibkron
9 июн, 2014 11:46 (UTC)
Опыт аскезы для человека - это испытание. А для общества - жизнь человека лишь песчинка в пустыне.
bukvoedka
9 июн, 2014 16:17 (UTC)
Аскеза - это крайний случай, даже не скажу, что это исключение.
lorien22
9 июн, 2014 18:54 (UTC)
Хотел бы я принять участие в вашем клубе, хорошие рассказы обсуждаете.

П.С. И обсуждение здесь порадовало. Никогда не могу нарадоваться на тот факт, насколько разные у людей бывают мнения)
sibkron
10 июн, 2014 00:29 (UTC)
Наш план: http://sa-t-i.livejournal.com/71141.html
Просто выбираешь какое-нибудь произведение на ближайшую дату и читаешь (сейчас Киньяр, Остин, Шекспир, Стоппард, Кафка). Топикстартеры указаны, участники тоже. Желательно sa_t_i зафрендить, если ещё не зафренжена, потому что скоро будут обсуждаться новые планы (если хочешь обсудить что-то своё:)), да и инфа литклубовская часто у нее, так как Светлана - координатор.

Edited at 2014-06-10 00:29 (UTC)
bukvoedka
10 июн, 2014 01:43 (UTC)
Присоединяйся :-)
marlochka
10 июн, 2014 08:46 (UTC)
Присоединяюсь поздно, но хочу сказать пару вещей. Во-первых, спасибо! Рекомендую прочесть рассказ на английском, если кто еще не: у Готорна прекрасный язык.
А дальше вот что: Автор говорит, что Уэйкфилд is spell-bound. Мне это определение кажется ключевым: герой рассказа решает разыграть жену, но в итоге его самого разыгрывают некие безымянные силы, которые не дают ему вернуться домой. "...an influence, beyond our control, lays its strong hand on every deed which we do, and weaves its consequences into an iron tissue of necessity". И не зря Уэйкфилд столь бесстрастен и так мало склонен к рефлексии, как не раз подчеркивает автор. Тем легче он поддается привычке, тем более очевидно, насколько он не понимает, что происходит, считая, что в любой момент может вернуться. Единственный момент осознания своего положения после столкновения с женой лицом к лицу не приводит ни к чему. Потому что перед нами человек, полностью сформированный обстоятельствами, человек, не способный на осмысленное действие, человек, чьим единственным осознанным побуждением за все время стало желание напугать жену до полусмерти своим отсутствием. И поэтому неудивительно именно такое его возвращение домой. Рассказ страшен тем, как уже было замечено, что герой, этот нелепый человек, так ничегошеньки не понял.
jonny_begood
10 июн, 2014 15:25 (UTC)
Спасибо за хорошее дополнение) Совершенно с вами согласен - в интерпретации Готорна эта история предстает именно так.
profi30
10 июн, 2014 16:44 (UTC)
Рассказ исключительно интересный, прочитал сборник рассказов и могу сказать абсолютно достоверно, что он выделяется на общем фоне, совершенно не похож на все остальные и это странно. На этом все от последующего обзора предпочел бы отказаться)))
jonny_begood
11 июн, 2014 17:31 (UTC)
От обзора остальных рассказов или от обсуждения этого?
profi30
11 июн, 2014 18:55 (UTC)
«в основе всего этого происшествия лежит непомерно раздутое тщеславие.»
Вот отрывом из рассказа, который на мой взгляд является разгадкой всего произведения.
на счет воздержания шутка, пока в отпуске и как ни странно нет времени на жж)))
lapsenlapsi
14 июн, 2014 20:32 (UTC)
Я бы еще указала вот на какой аспект этого "ухода".
Тут много говорилось, что он делает это словно в шутку и в целом не осознавая, что что-то существенное происходит.
Так вот из этой шуточности рождается ощущение "виртуального присутствия" (ушел, но не ушел, ушел в шутку, не до конца, на самом-то деле тут). Не вполне корректно проводить такую параллель, но это как ежели бы сегодня человек ушел от жены или просто из какой-то части своей жизни, но продолжал бы подглядывать за ней в фейсбуке. Как бы ничего почти и не случилось, как бы он по-прежнему там, в курсе, рядом.
И тут -следующим шагом - становится понятно, что не странненькое извращение нам демонстрирует автор, а то, что в действительности легко происходит без всякого физического ухода. Находиться рядом, но фактически отсутствовать - такое шизофреническое расщепление, не обязательно доходящее до клинических форм, но нередко организующее вполне обычную с социальной точки зрения жизнь.
jonny_begood
15 июн, 2014 20:17 (UTC)
Отчего же некорректно? Отличная параллель, остроумное дополнение. просто насладился)
old_shatterhand
17 июн, 2014 09:53 (UTC)
Спасибо за обзор! Почитаю обязательно.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

не легко
jonny_begood
jonny_begood

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com