?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

23.03 КБРоман «Пианистка» принес Эльфриде Елинек всемирную известность. Хотя, если уж быть предельно объективным, известность ей принесла экранизация этого романа, которую снял Микаэл Ханеке, за что и получил пальмовую ветвь в Каннах. Уже после была Нобелевская премия по литературе, которую на родине писательницы восприняли неоднозначно, так же как и по сей день воспринимают творчество Елинек, ее убеждения и ее философию. Многим не по нраву Елинек, убежденная феминистка и коммунистка (в прошлом). Я тоже не могу сказать, что проникся ее творчеством, порой, казалось, что темы ее романов – хорошая почва для психиатрических исследований, а не для литературных изысканий. Впрочем, стоит признать, что любовь и насилие будут исследоваться литературой, покуда та будет существовать.
Итак, любовь и насилие, садизм и мазохизм – центральные темы «Пианистки». Роман это во многом автобиографичен ( в последнее время мне везет на автобиографическую прозу). В одном интервью писательница признает этот факт: "Пианистка" — книга, пожалуй, наиболее «автобиографичная», по крайней мере в том, что касается взаимоотношений матери и дочери, а также музыкального воспитания, вернее, музыкальной дрессуры. Многие авторы начинают писать, опираясь на собственные воспоминания, а потом постепенно отходят от этого материала». Действительно, взаимоотношения матери и дочки в центре внимания читателя. По сути, мать берет на себя отцовские функции, пытается вырастить музыкального гения, абсолютно подавляя личность дочери, подчиняя ее полностью своей воле. К чему приводят подобное воспитание, Елинек показывает без прикрас. Комплекс жертвы из семейных отношений переходит и на отношения с мужчиной. По сути, мать, дочь и ее возлюбленный образуют любовный треугольник, где доминирующее положение все же занимает мужчина, который не выдерживает и исполняет интимную просьбу пианистки: он избивает и насилует фригидную жертву, которая, похоже, уже не рада подобному «проявлению любви». После этого акта, героиня возвращается в кровать к своей матери и одаривает ее горячими поцелуями и ласками, которые вовсе не походят на целомудренные поцелуи ребенка. Тем самым она признает, что истинная любовь всей ее жизни – мать, тираничная и злобная, но лишь с ней ей по-настоящему хорошо.
Концовка романа, по признанию самой Елинек, пародирует завершающую сцену романа Кафки «Процесс». Эрика вонзает в себя нож и выбегает на улицу, в то время как в концертном зале ее ждут слушатели, собравшиеся на концерт. Но в этой сцене лишь подчеркивается невозможность жертвы героини: «Женщине в литературе не дано предстать величественной жертвой. В моей книге героиня лишь легко и неопасно ранит себя»,- говорит Елинек.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
sibkron
16 дек, 2013 09:30 (UTC)
Интересно:) У режиссёра только более привычна транскрипция - Михаэль.
jonny_begood
16 дек, 2013 11:03 (UTC)
Я встречал и тот вариант, который в рецензии. Впрочем, не принципиально)
sa_t_i
16 дек, 2013 12:46 (UTC)
Как-то Сергей у себя цитировал Елинек, где она высказывалась, мол не стоит видеть так близко ее творчество - всего лишь скандальную историю, ведь за ней прячутся подводные течения. Но вот как с таким сюжетом можно абстрагироваться от содержания и разглядывать что-то другое - не понятно. Когда история вызывает отторжение и неприятие, есть ли смысл стараться понять, что Елинек хочет сказать...
sibkron
16 дек, 2013 13:30 (UTC)
Ой-ой, так вы хотите треть достойных произведений просто взять и выкинуть:) То есть, если произведение шокирует, иногда вызывает отвращение, то сразу и на помойку?
sa_t_i
16 дек, 2013 16:58 (UTC)
Ни в коем случае:) Я просто пытаюсь понять, стоит ли продираться сквозь отвращение, чтобы найти ценные мысли автора. И какими чертами характера в этом случае должен обладать читатель, чтобы воспринимать подобную литературу? Терпением, мудростью, всепрощением, пониманием психических отклонений и их принятием? И являются ли такие книги, как "Пианистка", губительными для души?

Вот смотрите. Дрессура, например, всегда часть воспитания. А когда из ребенка хотят вырастить профессионального музыканта, то уже с 4-5 лет ребенок вынужден заниматься по 2-3 часа в день. И какой нормальный ребенок будет это делать добровольно? Это у всех так происходит, не только у Елинек. Для чего из совершенно обычного музыкального воспитания надо было высасывать извращенную трагедию, я не понимаю, простите:)
sibkron
16 дек, 2013 22:14 (UTC)
Ок. Посмотрим будет ли у меня отвращение. Я как-то более привычен к такой литературе. А интерес к психопатологии и отклонениям в психике это одна из основных черт австрийской литературы:)

У австрийцев богатая литературная традиция по тематике от Леопольда фон Захер-Мазоха через Зигмунда Фрейда и Артура Шницлера к Эльфриде Елинек и Герхарду Роту:)

Edited at 2013-12-16 22:40 (UTC)
jonny_begood
17 дек, 2013 16:03 (UTC)
Ого, знатную вы линейку выстроили)
sibkron
18 дек, 2013 00:51 (UTC)
Это я большой любитель:)
sibkron
16 дек, 2013 13:32 (UTC)
Мне, например, тяжело было психологически читать "Обычного человека" Рота: о старости, о болезни, непонимании. Но произведение все равно достойно, хоть в число лучших этого года и не включил:)
sa_t_i
16 дек, 2013 17:02 (UTC)
Вы о другом говорите. Старость, болезнь, непонимание - часть жизни каждого в большей или меньшей степени, и вы пишите об эмоциональном воздействии. А я все же о психических отклонениях, о психическом нездоровье, об извращенности.
jonny_begood
16 дек, 2013 17:45 (UTC)
Я вас понимаю, мне тоже не близка история, рассказанная Елинек. В первую очередь, меня не впечатляют ее феминистские штучки, да и мазохизм в общем-то тоже.. Иногда стоит пересилить себя, чтобы услышать автора. Впрочем, не всегда, вы правы.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

не легко
jonny_begood
jonny_begood

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com